Банкиры подсчитали вменённые убытки и прослезились
Два дня назад мы писали о том, что в силу вошёл закон об отмене комиссий, взимаемые с
клиентов за денежные переводы между региональными отдалениями одного банка. Ранее
Центробанк ограничил комиссию торговых организаций за онлайн-платежи покупателей и
установил её размер не выше 1%. Банкиры подсчитали вменённые убытки и прослезились.
Ответной реакцией финансистов стало письмо в Кабинет министров РФ. В предложенных
обстоятельствах они предупреждают, что компенсировать потери банков придётся клиентам.
Как гром среди ясного неба: сам факт выпуска банковской карты, возможно, будет оплачивать
клиент. Не путайте этот одноразовый платёж со стоимостью годового обслуживания карты: одно
другого не отменяет. Кстати, обслуживание карт может ещё и подорожать. Как сообщает ТАСС,
Ассоциация банков России в лице своего вице-председателя Алексея Войлукова намекает, что в
текущих условиях за годовое обслуживание карты пенсионеру или студенту придётся платить по
6 000 рублей. Понятно, что при таком уровне расходов за банковское обслуживание люди начнут
возвращаться к наличному обороту и совсем откажутся от карт.
Напомним: с 15 апреля этого года Центробанк ввёл временную антикризисную меру для
поддержки бизнеса и снизил для торгово-сервисных предприятий банковскую комиссию за приём
онлайн-оплаты от клиентов. До 30 сентября размер этой эквайринговой комиссии зафиксирован
на уровне 1%. Условно говоря, если вы приобрели куртку за 3 000 рублей и оплатили покупку
онлайн, то магазин с этой операции заплатит комиссию в 30 рублей. Данное решение должно
было поддержать онлайн-торговлю продуктами, одеждой, лекарствами и медицинскими
товарами, а также бытовой техникой при чеке не более 20 000 рублей во время самоизоляции,
когда у многих россиян исчезла возможность свободного посещения магазинов и аптек. Однако
банковское сообщество заявляет, что такое ограничение приведёт к потере 10-15 миллиардов
рублей дохода российских банков. Это вынудит финансистов компенсировать недостачу
повышением цен на свои услуги и введением платы за сервисы, которые ранее были
бесплатными для клиентов. Чтобы этого не случилось, Ассоциация банков России обратилась в
правительство с просьбой не применять административное регулирование за эквайринг.
Банк России успокаивает озадаченных банкиров напоминанием, что ограничительная мера на
эквайринговую комиссию – временная. Однако бизнес надеется, что её удастся сохранить и после
30 сентября.
СПРАВКА. До 15 апреля размер эквайринговой комиссии не был единым для всех торгово-
сервисных предприятий и определялся договором с обслуживающим банком, доходя до 3,5% от
чека. Общая сумма такой комиссии делится на три части: около 1/10 доли уходило банку,
который провёл платёж, ещё около 1/10 – платёжной системе карты (Visa, MasterCard, Мир и
т.д.) Остальная часть комиссии уходила банку, которому принадлежит карта, с которой
совершался платёж.